Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Династия Быстровых

Кредо династии:
«Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью, - значит это учительская семья»
Краткая история династии:

Основоположник педагогической династии, Быстров Николай Михайлович родился 26 ноября 1921 г. в семье рабочего, вторым ребёнком. Своё детство он провел в поселке Тис Пермской области, рос активным, подвижным мальцом и любителем игры в шахматы. В зрелом возрасте учил своих детей и внуков этой игре. После окончания школы в 1938г. поступил в Красноуфимское педагогическое училище, но к работе молодой специалист не приступил, т.к. началась Великая Отечественная война. Воспоминаний о войне очень мало, так как он не любил об этом говорить и рассказывать. Слишком тяжелы эти воспоминания… Воевал Николай Михайлович на Кавказе в кавалерийских войсках. Лучшим другом в это трудное время была лошадь Маруся, она и спасла своего бойца после тяжёлого ранения, привезла в партизанский отряд. В 1946г., после лечения, мобилизован из рядов Советской Армии. Приступает к учительской деятельности в 1946 году в Суксунском районе Тисовской семилетней школе учителем истории. С 1949 г. Николай Михайлович работает в Александровской семилетней школе завучем и преподавателем географии, а затем директором школы и учителем истории. В 1957г., окончив Пермский государственный педагогический институт, занимает пост директора в Нижне-Саранинской средней школе, а с 1966г- 1981г - директор Байновской школы.
Учительница МОУ Байновской СОШ, Перминова Валентина Анатольевна писала про него так:
«Оставить след в жизни… Именно оставить след, а не наследить… Это очень важно! Николай Михайлович Быстров оставил в жизни очень яркий и глубокий след.
Я познакомилась с Николаем Михайловичем в 1979 году на одном из совещаний директоров средних школ. Меня, тогда ещё совсем молодого администратора, поразило его выступление: очень аргументированное, веское, сразу чувствовался настоящий педагог. А в 1988 году судьба привела меня в Байны. Я начала работать там директором школ. Николай Михайлович был уже на пенсии, но преподавал историю. По должности мне пришлось бывать на его уроках. Про эти уроки не скажешь, что там проходят тему, там дети вместе с учителем проживали чьи-то жизни, становились участниками великих событий. С этих уроков ребята выходили с уверенностью, что история – это часть их жизни. Ребята безумно любили этот предмет и своего преподавателя. Энергии учителя хватало не только на детей, но и на педагогов. На переменах Николай Михайлович устраивал настоящие диспуты, исторические бои среди коллег. Состязаться с ним было крайне трудно и опасно, поскольку это был человек не только энциклопедических знаний, но и умелый оратор. А ещё хороший психолог. Всегда мог найти нужные слова на все случаи жизни. В трудных ситуациях к нему за советом шли все коллеги».
В 1946г. Николай Михайлович встретился с Александрой Николаевной, которая вскоре стала его супругой. Александра Николаевна родилась в семье рабочего, любителя-рыболова, охотника. Была первой помощницей в большой семье, воспитывала младших братьев и сестер, вела домашнее хозяйство, это и определило её жизненный путь. Александра Николаевна окончила в 1943 г. Суксунское педагогическое училище, присвоена квалификация учитель начальных классов. После окончания училища, по призыву партии направлена в освобожденный от немцев Сталинград, в сельскую школу, где проработала 2 года. После войны вернулась на родину в Тисовскую школу. Всю свою жизнь Александра Николаевна посвятила педагогической деятельности, всегда оптимистична, жизнерадостна, требовательна.
В 1947г. в семье Быстровых появляется первенец Владимир, всего в семье учителей 4 ребенка. Воспитание детей совмещалось с педагогической деятельностью, т.к. родители были постоянно на работе. Но в свободные минуты с детьми читали художественную литературу, обсуждали прочитанное, играли в различные настольные игры (шахматы, домино, шашки), занимались приусадебным хозяйством.
Из воспоминаний Киселевой Л.Н. со слов её мамы Быстровой А.Н.:
«В нашей школе был драмкружок, в котором учителя ставили представления. Показывали их всему населению и даже выезжали в другие села. В представлении «Женитьба», мой папа был Подколёсиным, мама была суфлером, которая помогала и подсказывала всем. На этой фотографии коллектив этого спектакля. Спектакли были и другие, но сохранились фотографии только «Женитьба» Гоголя».
А вот еще одно воспоминание Любови Николаевны о семейных играх:
«В нашей семье Киселевых сохранилось много игр, как настольные, так и разные другие. В лото и домино мы и до сих пор играем. Очень часто мы ещё играли в слова. Эта игра нам нравилась, потому что развивала и правильное написание слов, и логику мышления А игра заключалось в том, что мы загадывали какое-то слово, называли первую и последнюю букву, а потом говорили сколько в ней букв. В основном брали предметы, которые находятся в комнате. Например, есть в этой комнате начинается на к, заканчивается на а, там 5 букв. И начинали отгадывать, какое это слово (книга). Один раз у нас произошёл забавный случай. Младший сын Алексей загадал слово, ему тогда, наверное, было лет 6, маленький ещё. Говорит есть в этой комнате, слово начинается на а, заканчивается на и, 5 букв. Мы сидели и очень долго гадали, что это за слово. Подключились все, но никто не мог угадать. Потом мы сказали, что сдаёмся. И Алёша, гордый тем,что его слово не могли отгадать, произносит: «Абои». Мы тогда очень долго все смеялись».
Очень многие из воспоминаний Любови Николаевны касаются школьной жизни:
«Родилась я в Александровске, Свердловской области в 1954 году, а в 1957 году мы переехали в Сарану, куда папа был назначен директором школы. Здесь я пошла в школу в 1 класс. Я училась в классе моей мамы и получается, что это наш класс. Очень много было мероприятий в начальной школе. Особенно запомнилось, как мы работали на пришкольном участке. Пришкольный участок был огромный, там и садовые деревья и кустарники были. Школьники собирали смородину, крыжовник, садили огурцы с помидорами, пололи грядки, поливали и всегда всем хватало работы. После окончания начальной школы, 4 класс, папу перевели в Байны. Мы переехали в школу Новостройку, где Николай Михайлович тоже был директором.»
По стопам отца и матери пошли их дети: дочери Татьяна Николаевна и Любовь Николаевна.
Козлова Татьяна Николаевна окончила Катайское педагогическое училище, с 1967г. по 1993г. работает воспитателем в детском саду №21 с.Байны. В группах у Татьяны Николаевны всегда царила спокойная и доброжелательная обстановка, детям здесь было тепло и уютно, т.к. психологический климат был положительный. Дети, приходя в группу, легко адаптировались, но и уходя из д/с продолжали приходить в гости к своему воспитателю и были всегда желанны. Так Татьяна Николаевна проработала 25 лет в детском саду, в одном коллективе.
Киселева Любовь Николаевна окончила в 1977г. Нижнетагильский государственный педагогический институт, по специальности учитель математики. После окончания института Любовь Николаевна работает в Костоусовской восьмилетней школе, затем в Режевской средней школе, а с 1987г. учитель математики в школе №4 города, затем переходит в школу-новостройку №5 г. Богданович. Имеет грамоты от школы, Управления образования, Министерства Свердловской области, Министерства Российской федерации, большое количество благодарностей всех уровней, работает без неуспевающих учеников, выпустила 9 золотых и серебряных медалистов. Она была в числе первых учителей, которые преподавали в моей родной школе.
Воспоминания о выборе профессии крайне интересны: «В 1962 году я поступила в Нижне-Саранинскую школу, в 1 класс. Училась у своей мамы, Александры Николаевны, но никогда не называла её в школе мамой, только по имени и отчеству. Очень любила уроки арифметики. Мы знали много приёмов устного счёта. Особенно любила решать арифметические задачи, по 8, 9 действий. Помню, как не могла решить одну задачу… Думала над её решением в течение всего дня. Уже вечером, когда легла спать, вновь стала думать, как решить…? И вдруг… «А карманов на рубашке два, а не один»… И задача сразу стала понятной и решаемой. В 1966 году папу перевели в Байновскую среднюю школу, и в 5 класс я уже пошла в новую школу. В 1972 году закончила Байновскую среднюю школу. Училась я хорошо. По всем предметам было 4 и 5. Очень любила математику. У нас был учитель Воробьёв Павел Дмитриевич. Мне очень нравились его уроки. Все было понятно, все получалось. После школы я поступила в НТГПИ на учителя математики. Помню, как уже после окончания школы, когда я уже работала, на одной из встреч выпускников в школе, Павел Дмитриевич рассказал мне один случай. Мы писали контрольную работу. Я выполнила ее быстро и Павел Дмитриевич взял посмотреть мою работу. Оказывается, последнюю задачу я решила очень простым способом, который Павел Дмитриевич не увидел. Его решение было сложнее… И тогда, много лет спустя, он сказал, что ученики и должны делать больше, чем их учителя, иначе прогресса в науке не будет.
С мужем Сергеем мы учились в одном классе, и даже сидели за одной партой. Иногда, во время урока, мы переписывались с ним, передавая листочек друг другу…Как современные СМС сообщения. Договаривались о встречах в кино или просто погулять по улице. После окончания школы оба поступили учиться: я в Нижнетагильский государственный педагогический институт; а Сергей в Рыльское авиационное училище спецслужб гражданской авиации (РАУСС ГА), по специальности техническая эксплуатация радиосредств самолетовождения и посадки. В августе 1972 года мы с Сергеем поженились. Свадьба была очень скромной, можно сказать просто собрались самые близкие родственники, ведь нам даже не было 18 лет. А мы были счастливы… Во время учебы встречались редко. Два раза в год, когда у Сергея были каникулы. Зато писали друг другу письма каждую неделю (жаль, но мы их не сохранили). В 1975 году Сергей, окончив училище с отличием, был направлен работать в г. Екатеринбург, в Кольцово (ближе к моей учебе). Каждую пятницу или субботу мы встречались в электричке, в пятом вагоне, и ехали домой, в Байны, где нас ждала Наташа. Больше всего она ждала подарки, которые мы ей привозили. Первый вопрос при виде нас: «А что вы мне привезли?». И сразу смотрела, что в сумке. Еще хочу рассказать о моём распределении на работу после института. Я училась хорошо и была пятой по выбору места работы. Выбор был большой. Куратор нашей группы предлагала нам обратить внимание на Туву. Там есть аэропорт и для мужа будет работа. Но мы не рискнули ехать так далеко и выбрали г. Реж, где предоставлялось жилье, а еще там жил родной нам человек, дядя – Быстров Борис Михайлович, папин брат, учитель музыки в музыкальной школе. В Реже, в Городском отделе народного образования (Гороно), выяснилось, что место в городской школе, куда меня направили, уже занято. Предложили Костоусовскую восьмилетнюю школу, в 12 км от Режа и самое главное, есть жильё, дом с печным отоплением.
После окончания института, в 1977 году по распределению, мы с мужем и дочкой Наташей приехали в Реж. И меня направили в Костоусовскую восьмилетнюю школу, сразу дали квартиру. Муж, Сергей Алексеевич, устроился в Реже на химический завод по своей специальности. В Костоусово мы прожили почти три года. Сергей на работу ездил в Реж на автобусе. И в 1980г ему от завода дают жильё в городе. Благоустроенная трехкомнатная квартира… Нашей радости нет конца… С маленьким Сашей и Наташей мы переезжаем в Реж. Мест в садиках нет, и я устраиваюсь воспитателем в детский сад. В 1981г оформляюсь в среднюю школу №44 учителем математики. А в 1987г, мы уже с тремя детьми (родился Алеша) меняем квартиру в Реже на г. Богданович и проживаем здесь по настоящее время.»
Дидковская (Козлова) Светлана Николаевна 21.08.1971г. Внучка Николая Михайловича. Образование - Высшее. Закончила Катайское педагогическое училище, 1990г. УрГПУ, 2004г. Учитель начальных классов
Трудовая география:
1990г. Воспитатель Байновского д/с №21
1991г. Байновская средняя школа, учитель начальных классов
2005г. Воспитатель д/с №45
2006г. г. Богданович МОУ СОШ №3, учитель начальных классов
2008г г. Богданович МОУ СОШ №5, учитель русского языка и литературы.
Шамсова (Киселева) Наталья Сергеевна 21.01.1973г. Внучка Николая Михайловича. Образование - Высшее. Закончила Шадринский государственный педагогический институт, 1994г. Учитель начальных классов.
Трудовая география:
1994г. г. Богданович, средняя школа №4
2004г. г. Богданович МОУ СОШ №5, учитель начальных классов
Немного воспоминаний: «Для меня выбор профессии учитель был не случаен. В детстве на каникулах, я и мои братья, ездили в деревню Байны. Почти все лето мы гостили у бабушки Шуры и дедушки Коли. Бабушка была добрая, справедливая, искренняя и заботливая. Всё своё время, знания она отдавала нам, чтобы мы выросли умными, добрыми, отзывчивыми, честными людьми. У бабушки и дедушки мы соблюдали режим дня. Утром помогали в огороде: пололи, поливали грядки, собирали ягоды. Мальчики работали с дедушкой. После обеда мы садились заниматься: писали под диктовку, повторяли таблицу умножения, решали примеры и задачи. Обязательно, читали произведения по списку, которые рекомендовали в школе. Бабуля учила нас видеть прекрасное вокруг себя. А вечером устраивали представления, как в театре. С бабулей готовили маски, костюмы, ставили постановки. Взрослые смотрели и аплодировали нам. Дедушка учил нас играть в шахматы. Любили играть в настольные игры. Замечательное было время!
Закончив ШГПИ в 1994 году, я пришла работать в среднюю общеобразовательную школу № 4. Директором школы была Гурман Валентина Николаевна. Учительница 3-в класса уехала в другой город и меня назначили классным руководителем. Школа тогда работала в две смены. И я в первый рабочий день с нетерпением ждала встречи с ребятами! Думала о том, как они меня примут. Ведь у них уже была учительница! Но ребята оказались дружелюбными и даже юморными. У нас на уроке произошёл смешной случай. Читав произведение В. Даля «Девочка Снегурочка». Маша стала читать его «вслух». Соседка по парте Даша попросила читать произведение про «себя». Машу это смутило и она сказала: «Наталья Сергеевна, я не хочу читать про «себя», я хочу про девочку Снегурочку». Весь класс засмеялся, а Маша громче всех! В первом классе на уроке математике мы изучали цифру 4. Саша, перепутав букву и цифру, увидев на доске пример 5-1=4 , ответил буква Ч.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества - большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.»
Киселев Александр Сергеевич, 10.05.1979г. Внук Николая Михайловича
Образование - Высшее. Закончил Шадринский государственный педагогический институт, 2002г. Учитель физической культуры.
Трудовая биография:
2002г. Полдневская восьмилетняя школа, учитель физической культуры.
Через два года убедился, что школа, это не его призвание и, имея высшее образование, перевелся на работу в органы внутренних дел.
Как вы можете видеть, семейная педагогическая традиция продолжена третьим поколением, и кто знает, может быть, это ещё не финиш на пути выбора учительской профессии, так как подрастающие дети, как вариант своего жизненного пути, рассматривают профессию учителя.
А закончить свой рассказ я хочу словами моей бабушки: «Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью, - значит это учительская семья».

Профессиональные достижения представителей династий:

Все представители династии имеют грамоты городского и областного уровней. Грамоты Шамсовой Натальи Сергеевны (за последние 5 лет): Грамота за активное участие в НПК учителей начальных классов «Роль учителя начальных классов и его профессиональная компетентность как условие повышения качества образования», май 2019 г. Благодарность за подготовку участников муниципальной научно - практической конференции «Великая Победа: наследие и наследники», среди учащихся 4-6- х классов образовательной организации ГО Богданович, в рамках ll Муниципальных Богдановичских образовательных чтений - 2019, октябрь 2019 г. Грамота за преданность профессии и большой вклад в развитии системы образования городского округа Богданович, октябрь 2019 г. Благодарственное письмо Дума городского округа благодарит Вас за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с празднованием Дня Учителя , 30 сентября 2021 г.

Представитель династии:
ГО Богданович, МАОУ СОШ №5, учитель начальных классов
Основатель династии: Быстров Николай Михайлович
Байновская средняя школа, директор школы, учитель истории
Общий педагогический стаж династии, лет: 209
Количество поколений: 3
Генеалогическое древо: Перейти (откроется в новом окне)
География династии: Байновская средняя школа, Нижне-Саранинская средняя школа, МАОУ СОШ №5 г. Богданович, МОУ СОШ №4 г. Богданович,
Дата публикации: 14.10.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шамсова Н. С. Династия Быстровых // Форум педагогических династий «Диалог поколений» // URL: https://peddinastii.uspu.ru/dinastii/peddin/file/41903-dinastiya-bystrovykh (дата обращения: 23.02.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать паспорт династии