Методическая разработка практического занятия по палеографии для студентов исторических специальностей
Представлена авторская методическая разработка по основной образовательной программе высшего образования. Палеография имеет важную роль для подготовки квалифицированных архивистов, но не является основополагающей для будущих учителей-историков. Поэтому для практических занятиях по ней в курсе «Вспомогательные исторические дисциплины» ключевую роль играет выбор оригинального источника. При работа с ним будущим педагогам-историкам необходимо за ограниченный период времени получить первичные прикладные навыки. В распоряжении преподавателей имеется несколько учебно-методических пособий разных лет, содержащих репродукции письменных памятников русского письма XI–XIX вв. Но их составители ориентировались на подготовку студентов по уже упраздненной специальности «Историко-архивоведение». По нашему мнению, для работы с будущими педагогами-историками нужны тексты иного плана. Знание палеографии, включая прикладные навыки, помогает педагогу расширить источниковую базу исследований, всесторонне изучать, анализировать и использовать в преподавании и внеклассной деятельности самые разнообразные источники. Методическая разработка предназначение для студентов младших курсов исторических специальностей, изучающих курс «Вспомогательные исторические дисциплины». В УрГПУ она применялась авторам на историческом факультете, а затем в Институте общественных наук по нескольким направлениям обучения (в последнее время: «История и обществознание», «История и английский язык», «География и история») на 1 курсе в течение 25 лет (1998–2022 гг.). Также она используется автором при обучении студентов 3 курса специальности «Документоведение и архивоведение» по дисциплине «Источниковедение» на историческом факультете Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (2013–2023 гг.)