Формирование культуры межличностного взаимодействия педагога и учащегося в ситуациях провокации агрессии в учреждениях общего среднего образования
Пояснительная записка. Проведенный теоретический анализ позволил уточнить определение «культура межличностного взаимодействия педагога» и её компоненты (когнитивный, поведенческий, эмоционально-мотивационный). Разработана и адаптирована к социокультурным условиям Республики Беларусь психодиагностическая методика «Реакции на ситуации провокации агрессии в образовательном пространстве». Определены значимые взаимосвязи между личностными характеристиками педагога, стратегиями разрешения конфликтов, типом межличностных отношений и реакциями на ситуации провокации агрессии в учреждении образования.
Разработана и апробирована программа мероприятий по формированию культуры межличностного взаимодействия педагога и учащегося в учреждениях общего среднего образования «Организация продуктивного взаимодействие педагога и ученика». Реализация программы в учреждениях образования способствовала систематизации знаний педагогов о культуре межличностного взаимодействия, индивидуальном стиле работы педагога, профилактике и разрешению педагогического конфликта; формированию у них коммуникативных умений и навыков при непосредственном и опосредованном общении.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в электронных учебно-методических комплексах по дисциплинам психолого-педагогического направления в учреждениях высшего образования, осуществляющих подготовку педагогов и психологов, а также в системе непрерывного образования педагогов.
Методическая разработка внедрена в работу ГУО «Средняя школа №9 г. Мозыря» (акт внедрения НИР от 13.03.2023); ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря» (акт внедрения НИР от 31.03.2023); УО МГПУ им. И.П. Шамякина (акт внедрения НИР от 16.06.2023).