Первобытные охотники и собиратели
Введение обновленного ФГОС основного общего образования ставит перед учителями задачу: быть готовыми к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде. Поэтому одной из главных особенностей деятельности учителя становится – формирование у учащихся личностных качеств, умения и желания учиться, работать в команде, способности к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной организации на основе получаемых знаний. Важно, чтобы в ходе образовательного процесса получение знаний были результатом их собственных поисков.
Системно-деятельностный подход, активно используемый при переходе на ФГОС предполагает развитие общей способности осуществлять учебную деятельность самостоятельно (действовать со знанием дела, уметь учиться): принять, понять, организовать, исполнить, оценить свою деятельность.
Это предопределяет новые требования к организации учебного процесса, к уроку, учебной деятельности школьников.
Главная цель развивающей модели урока – развитие способностей учащихся. При этом нужно помнить следующие правила. Любая деятельность реализуется через способности; способности – это механизм реализации деятельности. Способности развиваются только в деятельности, т.е. развитие способностей определяется требованиями деятельности: Чтобы управлять учебной деятельностью и добиваться развивающего эффекта, необходимо четко представлять внутреннюю структуру этой деятельности.
Новизной для учащихся является изучение истории Древнего мира в 5 классе. Раздел по истории первобытного общества, с одной стороны, является новым, поэтому роль учителя здесь очень важна. С другой стороны, современные требования к организации учебного процесса ставят перед педагогом новые задачи: не просто передача новых знаний, умений и навыков, а развитие способности учащихся самостоятельно ставить цель урока, задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Поэтому особое внимание при изучении истории должно отводиться самостоятельной деятельности учащихся. Предложенный конструкт урока по теме «Первобытные охотники и собиратели» является одним из элементов раздела «Древнейшие люди».
Практическое значение работа имеет для учителей, работающих по ФГОС в 5 классе любого образовательного учреждения. Структура урока соответствует типу, форме и содержанию тех методов и приемов современных педагогических технологий, которые наиболее полно позволяют реализовать требования ФГОС: личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской, теории проблемного обучения Т.А. Ильиной, ИКТ – технологии.
Цели урока:
-воспитательные: способствовать воспитанию чувства сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
- развивающие: развитие умения применять знания о значении орудий труда древнего человека при изучении нового материала, умения находить на исторической карте места стоянок древних людей, умение составлять рассказ на основе иллюстративного материала.
- образовательные: дать характеристику основным занятиям древнего человека (охота, скотоводство, земледелие, ткачество и др.); объяснить понятия «род», «родовая община», «старейшина».
Планируемые результаты:
Личностные: осваивает новые социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах; участвует в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Метапредметные:
А) познавательные: находит информацию в учебнике о занятиях первобытного человека,
устанавливает причинно-следственные связи между охотой и образом жизни первобытных людей;
В) коммуникативные: создает устные и письменные тексты о способах охоты, особенностях занятий древних людей.
Б) регулятивные: планирует деятельность; выдвигает версии в рамках групповой и индивидуальной работы о значении охоты, скотоводства и распределении ролей внутри общины
Предметные:
Базовый уровень: раскрывает значение появления земледелия и скотоводства, изобретений древнейших людей (орудия труда и др.) для развития общества, показывает на карте места расселения древних людей, формулирует понятия «Род», «Родовая община», «Старейшина».
Повышенный уровень: применяет понятийный аппарат для раскрытия причин и значения охоты, устанавливает причинно-следственные связи между владением огнем и дальнейшими изменениями в развитии человека.
Высокий уровень: выявляет связь между местом проживания древнего человека и родом его занятий, дает оценку и высказывает свою точку зрения об эволюции человека.
Возраст участников – учащиеся общеобразовательных учреждений 5 класса.
Методическая разработка была подготовлена и апробирована в Лицее № 9 г. Асбеста, где автор работал учителем истории и обществознания с 2011 по 2017 гг.