ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются педагоги, работающие с детьми с нарушением интеллекта. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Умственная активность дошкольника, при нормальном развитии приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. У дошкольников с НИ познавательная мотивация и познавательная активность чаще всего не формируются как самостоятельный психологический процесс. Дошкольникам с НИ требуется дополнительно коррекционно- развивающая помощь по развитию познавательных процессов и формированию мотивации к процессу познания чего-то нового. У детей с нарушением интеллекта на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Дети с интеллектуальными нарушениями не умеют переносить полученные умения и навыки в новые вида детской деятельности, зачастую у детей грубо нарушена переключаемость. Эта особенность психоэмоционального развития ребенка оказывает большое влияние на формирование внутренних и внешних мотивов ребенка. Очень часто у ребенка с интеллектуальными нарушениями (особенно при тяжелых формах УО и сопутствующем РАС) внутренние мотивы сводятся к естественно-биологическим и бытовым. В результате этого внутри у ребенка возникает конфликт между «Я ХОЧУ!» и «ОТ МЕНЯ ХОТЯТ» Активизация и формирование внутренней познавательной мотивации у дошкольников с НИ является одной и важных задач при организации коррекционно-развивающего обучения. При построении коррекционно-образовательного и воспитательного взаимодействия с ребенком в своей работе опираюсь на две основные функции мотивации – побуждающую и смыслообразующую. В соответствии с этим, познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует элементарную самостоятельность, элементарную инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий. Чтобы улучшить эффективность и качество образования, ориентироваться на современные цели коррекционного обучения, повысить мотивацию воспитанников с НИ к обучению, использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности, сделать занятия эмоциональными и запоминающимися, реализовать индивидуальный подход, стимулировать элементарную самостоятельность, повысить качество наглядности в своей работе активно использую интерактивные игры.